Распредвал - он же, вал газораспределения, выполняет функцию управления клапанами головки блока цилиндров. Фактически, такты двигателя - впуск топлива и выпуск отработанных газов, осуществляются при помощи распредвала. При неправильной эксплуатации вал газораспределения может прийти в негодность. Как правило, такое случается, если долго не менять в автомобиле масло, либо, при попадании в систему смазки посторонних предметов или частиц. Износ распредвала можно почувствовать по необычному поведению двигателя (двигатель дергается, глохнет, сильно стучит или щелкает). Это возможные сигналы того, что распредвал сильно изношен.
Есть автомобили, у которых два вала - один для клапанов впуска, другой для клапанов выпуска. У Опелей, как правило, установлен один вал, взаимодействующий и с клапанами впуска, и с клапанами выпуска.
Распредвал Опель, как и любые другие распределительные валы, изготавливаются из литой стали. Износ вала может заключаться либо в его искривлении под воздействием удара или иных сил, либо в износе лопаток, нажимающих непосредственно на клапаны или гидрокомпенсаторы. В последнем случае, при большом износе, клапаны не доконца открываются и закрываются, значительно ухудшая работу двигателя. Распредвал является хрупкой деталью, имеющей высокую прочность износа, но низкую прочность изгиба. Ни в коем случае нельзя ронять его или ударять о другие поверхности - достаточно искривления в 0.3мм (для распредвалов Опель) для того, чтобы деталь оказалась в нерабочем состоянии.
Вал газораспределения Опель Астра F (код06024)
Стоимость распредвалов Опель варьируется от 1500 рублей за самую бюджетную модель (производство Корея или Китай), до 15000 рублей (оригинальное производство). Иногда попадаются отдельные партии валов со стоимостью в 1100-1300 рублей. Вполне реально купить качественный распредвал по низкой цене - многие производители делают бюджетные, но достаточно качественные модели.
Для смены распредвала Опель Вам потребуется новый сальник распредвала, и болт крепления шестерни рспредвала (если вал не менялся более 3-х лет, вероятность слома болта велика). При смене вала будьте предельно внимательны - не сбейте метки зажигания. Иными словами, если вы поставите новый распредвал в положении, ином от положения установленного распредвала (прокрутите его на несколько градусов), машина уже не заведется. Для выставления меток зажигания обратно Вам потребуется квалифицированный специалист. В качестве совета во избежание смещения меток зажигания можно привязать шестерню распредвала к ремню ГРМ проволокой или другим соединением, для того, чтобы они остались в исходном положении.
В случае, если Вы сделали все правильно, но автомобиль все равно не заводится, можно попробовать вынуть свечи зажигания и капнуть в циллиндры немного машинного масла (не более 2-х кубиков из шприца на 1 циллиндр) - это увеличит компрессию и поспособствует "оживлению" двигателя. Не переборщите с маслом! - достать его из циллиндров гораздо трудней, чем ввести.
Как определить, что распредвал Опель изношен?
В большинстве случаев износ распредвала очевиден - "Лопатки" стерты, их форма изменена, либо присутствуют грубые царапины. Новый распредвал имеет гладкие, ровные лопатки, блестящие и отполированные. Если вы открыли крышку отсека распредвала и видите царапины на лопатках, либо в отсеке присутствуют твердые черные частицы, либо к распредвалу прилипло много густой "грязи" - стоит задуматься о замене узла и полной промывке маслянных каналов. Во многих случаях, из-за засорения каналов подачи масла, либо при редкой его смене, распредвал может износиться за несколько недель или месяцев. "Маслянное голодание" - одна из главных причин быстрого выхода из строя этого узла.
Фотография изношенного распредвала
На фотографии Вы видите типичный распредвал, подлежащий замене - вторая лопатка "Стерта", на стенках отсека присутствует нагар и посторонние частицы, говорящие о вероятном масляном голодании. Распредвал в таком состоянии нуждается в скорейшей замене, поскольку при его дальнейшей эксплуатации пострадают другие узлы двигателя.