Рано или поздно каждый водитель может столкнуться с необходимостью движения по горным дорогам, либо иным дорогам, имеющим значительный уклон. Даже небольшой угол наклона дороги означает для водителя возникновение определённых сложностей во время управления автомобилем. Особенно это утверждение актуально для начинающих водителей, ещё не уверенных в себе и своём автомобиле до конца. Да и для опытного профессионала поездка по крутым горным перевалам и серпантинам станет не лёгким испытанием.
Особенностью горных дорог является не только большие углы наклона дорожного полотна, но и большое количество крутых поворотов, которые значительно уменьшают обзорность. Во время прохождения автомобилем поворотов на транспортное средство, водителя, груз и пассажиров действует центробежная сила. Эта сила зависит от скорости автомобиля и его массы. Кроме этого, к действию центробежной силы добавляется действие силы тяжести, которая зависит от массы автомобиля и величины наклона дорожного полотна. Недооценка водителем указанных факторов может стать причиной потери транспортным средством поперечной устойчивости, то есть его опрокидывания.
На подобных дорогах, как правило, узких, всегда высок риск встречного столкновения во время поворота. Дело в том, что при прохождении крутых виражей увеличивается динамические габариты транспортного средства. Зачастую водители не могут правильно оценить данный параметр и допускают столкновения.
Также надо отметить, что во время движения по серпантинам горных дорог автолюбитель подвергается повышенному эмоциональному напряжению, волнуется и нервничает. Это может негативно сказаться на его способности здраво оценивать дорожную ситуацию и принимать верные решения. Подобное состояние водителя объясняется сложностью обстановки на дороге, необходимостью постоянно следить за траекторией движения транспортного средства и его скоростью, а также за состоянием дороги и действием боковых сил. Кроме этого на дороге ещё встречаются и другие автомобили, на появление которых необходимо также своевременно и адекватно реагировать. Некоторые горные дороги отличаются тем, что имеют разные параметры наклона и переменные радиусы закругления на разных своих участках. Это также добавляет определенные сложности при оценке дорожной ситуации на них.
Основой основ для успешного преодоления всех сложностей горной езды является соблюдение скоростного режима. Речь идёт не просто о выполнении соответствующих требований правил дорожного движения, а о правильном выборе скоростного режима на основании адекватной оценки водителем топографии дороги и собственных возможностей. Выбранный водителем скоростной режим движения должен обеспечивать безопасность преодоления автомобилем всех участков дороги, любых поворотов и подъёмов.
Движение по горным дорогам связано с высоким риском попадания в заносы, которые могут возникнуть во время торможения на дорогах с большими уклонами. В связи с этим торможение в подобных условиях следует осуществлять не тормозами, а с помощью двигателя. Это минимизирует ухода автомобиля в занос и позволит водителю не потерять контроль над своим автомобилем.
По тем же самым соображениям следует проезжать все повороты без переключения передач, то есть, обеспечивая наличие постоянного тягового усилия на колёса автомобиля. Перед началом выхода из поворота необходимо немного увеличить скорость с помощью плавного нажатия на педаль газа. Это позволит обеспечить надёжность сцепления шин автомобиля с дорожным полотном.
Ещё одной типичной ошибкой водителя горной дороге является неправильная оценка угла наклона дорожного полотна, а также качества и характера дорожного покрытия. На основании данных характеристик необходимо выбрать передачу, на которой будет двигаться автомобиль. Выбор надо делать исходя из того, чтобы в процессе преодоления подъёма перед водителем не встала необходимость переключения передачи. Чем круче подъём, тем должна быть ниже передача. А включать выбранную передачу необходимо ещё до начала входа транспортного средства в подъём.
Таким образом, на горных дорогах необходимо передвигаться только на невысоких скоростях, соблюдать меры предельной осторожности, осуществлять переключение передач лишь на прямых участках дороги, торможение проводить с помощью двигателя и всегда быть готовым к любым неожиданностям.